1/ Общие термины и понятия.
Феод - кусок земли, владения, которые дарует феодал своему вассалу.
Феодал - владелец земель, которыми он в праве распоряжаться и где он имеет большую власть.
Вассал - тот, кому феодал (его сюзерен) даровал, либо продал свою землю в аренду на неопределённый срок.
Сюзерен (сеньор) - тот, кто дарует феод своему вассалу, является его "начальником", в праве как даровал, так и забрать обратно свой феод.
Корчма, таверна, кабак, трактир - чаще всего частные заведения, которые отличают лишь названия, данные разными этническими группами. Во всех таких заведениях вам предложат выпить и поесть. Реже, могут предложить вам ночлег, стойло для вашей лошади и место для отдыха в виде игрального стола в настольные, азартные игры. Встретить их можно, как в больших городах, например, как Виндхельм, маленьких деревнях, как Валония, так и просто близь дорог.
2/ Узконаправленные темы
Гигиена в те времена -
С XIII века мусор выбрасывался за дом или закапывался в мусорных ямах. Над выгребными ямами ставились деревянные надстройки с сиденьем или простой доской. Существовали водоотводные системы и туалеты в виде отдельно стоящих уборных или кабинок, таких как в замке.
Нередко на несколько домов была всего одна уборная. В неуютных и плохо отапливаемых замках были единичные ванные комнаты с ваннами или даже с небольшими бассейнами. Купались не только для того, чтобы смыть грязь, но и просто ради удовольствия. В частных домах ванная комната была признаком роскоши и высокого статуса. Это не означает, что богатые жители чаще мылись. Вместо этого они чаще переодевались в чистую одежду.
Наиболее распространенные методы гигиены включали в себе мытье рук, даже в самых бедных домах был умывальник с кувшином для воды или подвешенный водяной бак с краном. Самыми чистоплотными были сельские жители, которые часто мылись в естественных водоемах или реках.
Церковь, в целом выступала против очищения тела, и поэтому позволяла священникам или монахам купаться только два раза в год - на Рождество и в день праздника какого-то выбранного покровителя. Несмотря на это, в каждом городе были публичные бани, где люди не просто мылись, а общались. Вопреки сегодняшним представлениям, люди того времени были не очень стеснительными, и бани были общими для мужчин и женщин. Даже городская беднота имела право посещать бани, когда за них платила городская управа.
Повседневная жизнь -
Распорядок дня и в целом жизни человека тех времён напрямую, конечно же, зависит от его статуса и положения в обществе. К примеру, можно взять обычного рабочего крестьянина-фермера, живущего в маленькой деревушке, которая находится в небольшом графстве и бюргера, проживающего в большом городе, у которого есть титулованные родственники. Во сколько проснётся каждый из них?
Крестьянин скорее всего встанет с рассветом солнца, покормит свой скот (чаще всего курицы), свою собаку и пойдёт работать, в полдень, возможно, пойдёт на обед, в очередной раз съест ту же самую похлёбку, что потребляет уже месяц, а то и более и вернётся к своей работе на грядках, а с заходом солнца пойдёт спать. И так почти каждый день. За определённый наработанный срок, чаще всего это около месяца, он отдаст процентов 80 своему феодалу, на земле которого он и его семья проживает, а остальное оставит себе на продажу или на личное потребление.
Бюргер (полноценный гражданин, чаще всего горожанин) же проснётся у себя в доме в большом городе примерно в полдень, умоется, поест свежую еду, которую недавно приготовила прислуга. А ближе к вечеру пойдёт на какое-нибудь мероприятие по типу спектакля или бала, пирушки.
Конечно, эти примеры максимально банальны, но в это же время довольно понятны и показывают дыру между классами. И таких, как этот крестьянин-фермер было процентов 80-90 от всех жителей тех времён.
Брань и общение -
Хотя более образованные или высокородные люди старались исключить вульгарные выражения из своей речи, они с незапамятных времен были частью разговорного языка. Сквернословие было не только вербальным, но и часто встречалось в письменной форме в документах, которые пытались очернить и унизить тех, кого это касается.
Некоторые оскорбительные выражения образовались при коверкании иностранных слов, другие произошли от животных и их признаков. Часто в качестве оскорблений использовались звукоподражательные слова (артикуляционные звуки) или метафоры, слова, образованные от прилагательных, относящиеся к работе, слова, связанных с уголовными преступлениями, политическими взглядами, профессиями, психологическим недомоганием или просто именами. Худший вид оскорблений ставил под сомнение честь личности - такие оскорбления часто заканчивались судебными разбирательствами или поединками. Обычная практика заключалась в том, что любой, кто не был готов отстоять свою честь, действительно ронял её в глазах окружающих.
Говоря о различии в общении разных слоёв населения, можно упомянуть, что верхние слои, как было упомянуто ранее, бранных слов почти что и не использовали вовсе по причине правил этикета и банальной воспитанности. От обычных крестьян в повседневной жизни, бранных слов можно было слышать довольно часто, как и сейчас в наше время. Если говорить о неравенстве, то верхние слои (феодалы или их родственники) чаще всего даже не считали за людей своих подданных крестьян или просто людей, которые ниже по статусу/титулу и те общались с ними как им вздумается, что естественно переходило и в действия. Повесить на позорный столб на сутки простолюдина, который оскорбил своего барона - было обычной процедурой.
Гильдии и ремёсла -
Средневековое городское общество состояло в основном из ремесленников и торговцев, которые обеспечивали его социально-экономический рост. Будучи свободными людьми, они могли заниматься своим ремеслом и имели право торговать на рынке. В обмен на такие привилегии, как защита и поддержка их деятельности городом, медицина и обеспечение продовольствием, они были обязаны платить налоги с каждой продажи или вывоза товаров за пределы города. В сущности, от них зависел статус города, поэтому было важно, чтобы они не переезжали в другие места и не занимались там торговлей, а также передавали свои навыки следующим поколениям.
В течение одного столетия в городе могли работать несколько мастеров одной и той же профессии. Эти ремесленники постепенно начали образовывать сообщества со своими политическими и экономическими правилами - гильдии. У них были свои печати и знамена с гербами гильдий, утверждённые монархом. Каждый член гильдии получал поддержку от других её членов, и они вместе договаривались о ценах и объёмах продаж, о правилах приёма в ученики и о своих обязанностях. Никто, кроме членов гильдии, не имел права торговать своими товарами.
Охота -
Охота всегда была источником мяса и мехов, главным образом для мелкой знати. Для аристократии придворная охота была скорее развлечением, поскольку была гораздо более дешевым развлечением, чем турниры, и в то же время доставляла такие же острые ощущения. Охота стала любимым занятием, а погоня за дичью с собаками стала почти ритуалом. Охотничье оружие было похоже на то, что используется в бою: луки, арбалеты, копья, кинжалы. Собаки были использованы для выслеживания и преследования дичи, пока измученное животное не встало на ноги в последней защите. Затем настал момент для охотников (до тех пор они только следовали за лаем гончих), чтобы сбить животное стрелой или копьем. Добивание на земле производилось мечом или кинжалом.
Соколиная охота-охота с Соколом (родом с Востока) и другими специально обученными хищниками (ястребами-тетеревятниками и перепелятниками) была скорее модой, погоней как для мужчин, так и для женщин. Более бедным классам не разрешалось охотиться в лесах, подвергаясь строгим наказаниям (за исключением охоты на зайцев).
Естественно, этого мало, буду дополнять, пишите о чём расписать. Помимо простых терминов и понятий будут охватываться более широкие темы, например, иерархическая система средневековых монархических государств, которые чаще всего были и так далее.