Введение
Данный гайд составлен по указанию следящего за IC разделом в ответ на конфликты и вопросы при оказании медицинской помощи на просторах Миртана. Для администрации это будет удобным документом для проверки игры, для игроков это будет сборником указаний и рамок по игре медицины, для меня как для автора это будет разминкой перед серией гайдов по ролевой игре рас. Надеюсь, что смогу чётко и полно описать медицину, которая соответствует лору сервера и даёт игрокам простор для действий в рамках адекватного и разумного. Приятного чтения, игроки и администраторы.
Глава 1: Лорные основы
Медицина Миртана в общих чертах имеет уровень развития 5-16 веков, то есть биохимия, гистология, физиология и прочие привычные медицинские науки весьма непонятны для местных жителей. В связи с этим лечение и диагностика болезней затруднены. Да, на Миртане есть магия, упрощающая жизнь, но и она не является средством от всех недугов. Медики используют как классические, так и магические методы лечения, а диагностика остаётся под вопросом, находясь в области мистических представлений. При этом лекари Миртана достигли успехов в лечении бытовых и боевых травм: вывихов, переломов, ушибов, ранений стрелами и болтами, осколками.
Изучение анатомии ведёт к знанию хирургии
Глава 2: Виды медицины на Миртане
На Миртане из-за наличия магии выделяют три вида медицины: классическую, алхимическую, магическую.
Классическая медицина - это вид медицины, опирающийся на доступные и дешевые средства и методы лечения/диагностики. Классическую медицину могут практиковать как врачи без дара к магии, так и маги с алхимиками. Классическая медицина является основой для алхимического и магического вида, потому что выявление болезни и первые шаги к её устранению делаются доступными всем методами и средствами. Запомните это, ведь что маг света, что алхимик - никто без базовых знаний по классической медицине.
Алхимическая медицина - это вид медицины, опирающийся на возможности магии и химии - алхимии. Алхимия сочетает в себе знания о свойствах нормальных веществ и потусторонних силах. С помощью своих сигилов и формул алхимики могут готовить зелья, которые являются продвинутой версией лекарств, поэтому алхимиков можно назвать фармацевтами Миртана.
Магическая медицина - это медицина, опирающаяся на магический аспект этого мира. Магия - это поистине интересная и загадочная штука, но смертные сумели выявить несколько её свойств и использовать их на благо медицины. Ритуалы, заклинания, запретные знания - это путь магической медицины.
Глава 3: Возможности и рамки классической медицины
Классическая медицина не использует никакой магии, поэтому крайне доступна и проста в освоении по сравнению с другими видами.
Диагностика:
Классическая медицина выявляет болезни по принципу "вижу, ощущаю, слышу": любой классический медик Миртана сперва оценивает внешний вид больного и начинает формировать в голове картину возможного заболевания (при травмах осмотр очень простой и короткий); после осмотра медик начинает щупать больного, чтобы выявить у него больные места или травмы, а также оценить состояние тела; когда осмотр и проверка тела окончены, медик может взять в руки примитивную трубку и начать выслушивать патологические звуки внутри тела больного (это мало что даёт в наших условиях, но игру разнообразит).
Инструментальная диагностика развита слабо, поэтому эндоскопию, УЗИ, ЭКГ и прочее невозможно провести даже с помощью магии. Заглянуть внутрь пациента и оценить его органы вы сможете только после вскрытия его трупа.
Пример вскрытия
Лабораторная диагностика опирается на ощущения вкуса, цвета и запаха. Для классического медика Миртана не зазорно собрать кал, кровь и мочу, чтобы потрогать, понюхать и попробовать их на вкус ради установления примерного диагноза. Да, этот метод не точен и даже мерзок, но, например, сладкая кровь и моча будут говорить вам о том, что больного стоит ограничить от сладкого; паразиты в кале дадут вам понять, что больной заражён; жир в крови скажет о том, что больному стоит начать заниматься спортом и отойти от жирной пищи (в реальной жизни, естественно, всё это ошибочные представления, но из-за отсутствия развитых технологий выбирать не приходится).
Пример диагностики (посмертный)
Биохимический анализ крови на Миртане не проводится, так как многие реакции и методы подсчёта ещё не открыты. Вместо биохимии врачи полагаются на теорию о четырёх жидкостях, баланс которых определяет здоровье организма. Часть врачей помимо гуморов охотно использует теорию о "жизненной силе", то есть душе. Если у больного нет травм или видимых проявлений болезни, то врач может смело связать его состояние с душой и прописать духовные практики по типу молитв, постов, особых ритуалов и тд.
Психические заболевания в мире Миртана ассоциируются не с нарушениями в мозге, а с беспокойством в душе, либо одержимостью духами. В разных культурах психически больных считают либо одержимой угрозой, либо блаженными (если безумие связано с религиозной тематикой). Диагностика и лечение психических заболеваний на Миртане не очень продвинутые - больному прописывают духовные практики, либо отправляют к магу света для успокоения души. Медики Миртана не особо разделяют психические болезни между собой, поэтому при обнаружении безумца ставят ему диагноз "одержимость" или "расстройство души" и назначают соответствующее лечение (экзорцизм, духовные практики и тд.). Про шизофрению, ПТСР, болезнь Паркинсона, Альцгеймера и тд. миртанские медики не знают ровным счётом ничего и считают это за одержимость или расстройство души.
Пример:
Инфекционные заболевания диагностируются с переменным успехом на основании симптомов. Выявить возбудителя на нашем уровне развития науки невозможно, если это не паразит или плесень. Всё-таки более популярной является теория миазмов - болезни передаются через испорченный воздух. По этой причине медики Миртана знают о карантине и о том, что нужно закрывать рот, нос и глаза масками с пахучими травами, а также сохранять дистанцию с больными. Но выявить инфекцию до наступления симптомов никто пока не может, ни обычные врачи, ни алхимики, ни маги.
Пример:
Лечение:
Классическая медицина располагает рядом инструментов и средств для лечения травм и болезней. Болезни медики лечат с помощью духовных практик и смесей из травы, воды, биологических жидкостей и металлов. Травмы лечат с помощью повязок, шин и хирургических манипуляций.
Для классических врачей Миртана доступны такие операции как: кровопускание, трепанация черепа, ампутация конечностей, удаление зубов, удаление рёбер, удаление осколков материалов и костей из не глубоких ран, вытаскивание стрел и болтов, простое протезирование зубов с помощью вколачивания протезов в дёсны, вскрытие неглубоких гнойников и бубонов, прижигание ран, вправление вывихов и тд. Хирургия на Миртане не располагает средствами для проведения операций на манер 21 века, то есть условный остеосинтез (соединение костей штифтами), удаление опухолей органов, вскрытие абсцессов лёгких и тп. невозможны. Наркоз тоже не развит, поэтому больной может умереть от болевого шока. Для обезболивания применяют алкоголь, наркотики и удары по голове (ненадолго), магия тоже не абсолютна. Хирургические техники по типу ушивания сосудов и органов не развиты, кроме случаев, когда операция делается на небольшой глубине (ушивание ран, удаление неглубоких осколков, ампутации и тп.)
Из-за большого риска смерти или становления калекой, медики Миртана предпочитают лечить болезни органов консервативно, если процесс не осложняется. Больному нужен покой, питание, духовные практики, травяные и прочие смеси. Этих средств зачастую достаточно для выздоровления больного, так как все миртанцы обладают хорошей выносливостью - главное удалить инородное тело или что-то ещё, зашить и забинтовать.
Стоит ещё держать в голове то, что классический медик на Миртане руководствуется здравыми смыслом при оценке и лечении травм/болезней. Если состояние больного тяжёлое и с ним невозможно ничего сделать (вспоротое брюхо с выпадением органов, ранение снарядом или клинком в сердце, серьезное разрушение черепа и мозга, обширное повреждение жизненно важных органов, массивная кровопотеря (при очень глубоких и обширных ранениях), тяжёлая затяжная инфекция, безнадёжное психическое заболевание с переходом в безумие), то его предпочтительно добить или облегчить страдания с помощью усыпления и ослабления боли.
Лечение смесью
Классическая медицина лишь на первый взгляд скучная, но на самом деле там очень много интересных методов и теорий, которые можно изучить в интернете, если вы хотите поиграть врача средневековья. Ещё раз подчеркиваю - медицина Миртана развита на уровне 5-16 веков.
Глава 4: Возможности и рамки алхимической медицины
Алхимия даёт врачу доступ к широкому спектру зелий. Для медицины пригодятся лишь зелья с благоприятными эффектами по типу ускорения заживления. Алхимику нужно нарисовать сигил света, поставить в центр него зельеварку, написать на колбах формулу нужного зелья на магическом наречии (латынь) и затем начать смешивать ингридиенты. Не забудьте о том, что варка зелий сопровождается искрами, огнём и вспышками, поэтому используйте кожаные/металлические маски, очки, кожаные перчатки и фартуки для защиты. После получения зелья регенерации или исцеления не спешите выливать его в рот больному: если больной имеет травму по типу перелома, вывиха или инородного тела, то сперва нужно устранить причину (сломанную конечность зафиксировать в нужном положении, вывих вправить, инородное тело удалить). То же самое нужно сделать при гнойниках, то есть удалить гной из полости. Когда ничего лишнего в теле не осталось, вы можете давать больному зелье. Зелье регенерации и исцеления быстро заживляет раны и снимает боль, но во избежании зависимости и побочных эффектов стоит применять их осторожно.
Сигил света
Зелья существуют и от других болезней, например, от инфекций. Зелья для лечения инфекций готовятся на основе целебных трав и алхимических компонентов с применением светлого сигила и нужной формулы. Для выяснения формулы зелья нужно получше изучить болезнь. Изучение идёт с помощью опытов над зараженным материалом или существами. Этот метод долгий и массовый, поэтому его применяют при эпидемиях, когда некоторыми больными можно пренебречь ради других. В бытовой ситуации с инфекционной болезнью справляются с помощью классических средств: травяные смеси, покой, питание и тп.
Алхимия даёт больше возможностей, чем классическая медицина, но не является средством от всего:
1) Зелье не может исправить врожденные пороки;
2) Зелье не может вылечить хроническую болезнь;
3) Зелье не может воскресить умершего (при биологической смерти);
4) Зелье не может вернуть потерянную конечность (глаза, языки, руки, ноги, носы, уши и тд.);
5) Зелье не может полностью устранить боль при сильных ранениях, исцелить за раз обширные и глубокие раны.
В общем, зелья подходят для лечения болезней и травм средней тяжести, а в крайних случаях можно рискнуть вылечить и тяжелые заболевания с низким шансом (надо звать админа и кидать /dice или /try). Также стоит помнить о том, что зелья дороже трав, а также имеют побочные эффекты, поэтому применять их по мелочам и слишком часто - не разумно (лечение всего подряд зельями не сделает вас лучшим медиком с точки зрения РП).
Глава 5: Возможности и рамки магической медицины
Магическая медицина способна творить натуральные чудеса. Но всё в этом мире имеет подвох: применение магии в медицинских целях очень специфично. Пять стихий из шести мало пригодны для лечения, так как помогают лишь косвенно. Самым лучшим вариантом для медицины является магия света.
Магия света управляет некой энергией, очень похожей на обычный свет. Но при этом магический свет обладает лишь двумя свойствами реального - он светит и греет (магический свет это не фотоны, поэтому все методы диагностики и лечения на основе этого сразу отпадают). Из особых свойств магического света можно выделить ускорение регенерации и успокоительное действие на душу.
Свет способен сильно ускорять регенерацию тела, позволяя лечить глубокие/обширные раны и возвращать конечности.
Свет способен успокаивать разум больного, чтобы уменьшить болевые ощущения, снять страх и тревогу.
Свет способен согревать больного, делая процесс чуть комфортнее.
Побочным эффектом светлой магии является искажение структуры тела при неправильном её использовании: кривое заживление ран, неправильное сращение костей и мышц. Возможен ожог или ослепление больного, если переборщить с мощностью света.
Ограничения по применению магии света в медицине представлены на скриншоте, взятом из лора магии, который был согласован со следящим за данным разделом:
Как видите, магия света тоже не является средством от всех болезней и требует знаний классической медицины для правильного использования. Маг света без знания основ медицины - не медик, а ходячий регенератор с высоким риском сделать пациента калекой. Также держите в голове то, что магия требует затрат маны и сил (порой очень больших), поэтому если травму можно исцелить без неё, то вам действительно стоит прибегнуть к классике или алхимии - это рационально по отношению к себе и больному.
Глава 6: Медицинские возможности персонажей
Объём медицинской помощи, который могут оказать персонажи игроков, не одинаков. Для удобства мы разделим игроков на три категории: обыватель, цирюльник, лекарь.
Обыватель - это игрок без топика. Все персонажи без топиков являются обывателями со старта.
Обыватели могут оказывать только первую медицинскую помощь: простые перевязки, фиксация травмированной конечности, банальная реанимация, охлаждение ожогов, остановка кровотечения. Абсолютно доступно и справедливо для большинства игроков, ибо они не обладают особыми знаниями и навыками на момент начала игры.
Цирюльник - это игрок без топика или с топиком (минимум закреп). Без топика цирюльник может быть лишь в составе фракции в паре или пачке с лекарем (лекарь должен контролировать игру цирюльника и обучать его, чтобы не было нарушений рамок дозволенного - при поимке цирюльника на нарушении вопросы будут к обоим). С топиком цирюльник может быть самостоятельным и потом развиться до лекаря.
Для цирюльников доступны: ампутации, удаление зубов, трепанации, перевязки, вправление вывихов, лечение ожогов, лечение переломов, массаж, бритьё, кровопускание, удаление инородных тел из раны. Кажется весьма солидно, но стоит понимать, что цирюльник не может лечить обширные поражения, ранения и инфекционные заболевания. Цирюльник - это массовый простой хирург, массажист и брадобрей, а не полноценный врач с широким спектром знаний.
Лекарь - это игрок с топиком (закреп или развиваемый). Лекари всю свою жизнь или большую её часть положили на изучение медицины как по части теории, так и по части практики.
Для лекарей доступно обучение других игроков медицинскому ремеслу, а также всё то, что может обыватель и цирюльник, но с добавлением дополнительных методов лечения и диагностики для лечения серьезных болезней и травм: создание целебных смесей из трав (через отдельные скриншот-ситуации даётся зелье исцеления как расходник), проведение инструментальной и лабораторной диагностики в рамках сеттинга (без наворотов), анатомические знания, теории возникновения и лечения болезней, навыки и знания по ведению исследовательской деятельности, навыки и знания по полному лечению тяжёлых и средних больных и тд. Лекарь является полноценным медиком и требует соответствующего подхода к игре, поэтому перед написанием топика обязательно изучите средневековую медицину. При этом лекарем может быть маг или алхимик, если это прописано в топике (зачастую алхимики являются лекарями (это не обязательно), ибо так исторически сложилось на сервере). Роль лекаря НЕ ЗАВИСИТ от уровня познаний в сфере алхимии или магии, так как это показатель уровня познаний в классической медицине, то есть основе для всего остального.
Заключение
Вот и подошёл к концу гайд по медицине Миртана. Он довольно короткий, но показывает, на что способны врачи в нашем сеттинге. Каждый вид медицины имеет свои плюсы и минусы, а также свою сферу применения: классика - это дешевая и простая база для всех; алхимия - это лечение инфекций и средство для зажиточных; магия - это идеальный выбор для лечения боевых и бытовых ранений. Надеюсь, что с этим гайдом конфликтов на почве медицины станет меньше, а игроки, которых наказывают за игру слишком современных подходов и взглядов, будут не так сильно обижаться на нас.